Проблемы утилизации машин

Проблемы утилизации машин

Автор: Смышляева Ю.О.

 

В России 8 марта 2010 г. стартовала госпрограмма по утилизации старых машин. Подержанные автомобили старше 10 лет с разрешенной полной массой не более 3,5 тонн и зарегистрированные на последнего владельца не менее года можно обменять на ваучер номиналом 50 тыс. рублей. В рамках программы можно будет приобрести 66 моделей автомобилей, производимых в России. Среди предлагаемых марок есть как российские (ГАЗ или УАЗ), так и иностранные (Fiat, Ford, Nissan, Opel, Renault, Skoda и другие).

В предыдущей статье мы описали механизм работы программы по утилизации автомобилей. Однако на деле существует много проблем, связанных с реализацией данной госпрограммы.

Во-первых, данные социологов показывают, что российские автомобилисты не доверяют этой инициативе. Согласно опросу ВЦИОМ, 59% владельцев старых автомобилей не собираются участвовать в этой программе. Среди основных причин отказа – это недоверие к госпрограммам в принципе. Сейчас автовладельцы предпочитают идти простым путем – продать машину на детали. Ведь чтобы снять старый или аварийный автомобиль с учета, владельцу надо обращаться в органы автоинспекции, стоять в очереди, заполнять бумаги.

Во-вторых, сумма ваучера окажется значительно меньше. С  50 тыс. рублей нужно будет уплатить налог в размере 13% как с любого дохода (хотя владелец автомобиля может воспользоваться имущественным налоговым вычетом, если автомобиль находится в его собственности более трех лет). Также владелец должен самостоятельно доставить свой автомобиль до дилерского центра. Если машина не на ходу, потребуется эвакуатор, стоимость услуг которого колеблется от 1,5 до 3 тыс. рублей. Оплачивает автовладелец и услуги пункта по утилизации в размере 3 тыс. рублей. В итоге, сумма скидки на новый автомобиль может сократиться с 50 тыс. рублей до 37,5 тыс. рублей.

В-третьих, не хватает пунктов утилизации. По данным Минпромторга, утилизационные центры пока есть всего в 49 регионах. Сейчас  дилеры, участвующие в госпрограмме, будут вынуждены за свой счет транспортировать машины, сдаваемые в утиль, а позднее отправлять в правительство запрос на компенсацию своих расходов.

В-четвертых, есть вероятность перепродажи, а не утилизация машин. Автодилеры могут попытаться организовать небольшой бизнес по перепродаже автомобилей, числящихся уничтоженными, в страны СНГ. Такие проблемы уже возникали в 2009 г. в Германии. Там полиция обнаружила, что значительная часть сданных в металлолом машин на самом деле были перепродана в страны Восточной Европы и Африки.

В-пятых, возникла опасность мошенничества. Например, в Красноярском крае был задержан гражданин, который обманом забирал себе предназначенные для утилизации автомобили. Он арендовал пустующую стоянку и дал объявление в газете, особо подчеркивая, что действует в рамках госпрограммы. После он стал принимать машины, обещая владельцам заплатить 50 тыс. рублей на следующий день. Деньги своим клиентам он не платил, а машины продавал. Он обманул около 120 человек и заработал в общей сложности около 1 млн. рублей.

И последняя проблема – программа не начала реально действовать. Корреспондент московской газеты попытался произвести всю последовательность действий в качестве участника программы. Однако он столкнулся с полным отсутствием готовности как со стороны дилеров, так и компаний-утилизаторов. Утилизаторы отказались принимать автомобиль корреспондента напрямую, сославшись на некий документ Минпромторга, а дилер сообщил, что сдать машину в утиль и выдать владельцу сертификат на скидку в 50 тыс. рублей сможет не ранее, чем через месяц, ввиду создавшейся очереди.